Предпринимательство

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Об электронном документообороте

В целях практической реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О реализации предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4) в части внедрения электронного документооборота информируем.

Следуя основным направлениям, заложенным Директиве №4 в части максимального расширения сферы электронного документооборота и создания благоприятных условий для ведения бизнеса субъектами предпринимательства, в Республике Беларусь государственными органами проведена определенная работа по внедрению товарно-транспортных накладных в виде электронных документов (электронных накладных).

Для обеспечения процесса создания электронных накладных сформирована как законодательная база, так и техническая, позволяющая осуществить практическую реализацию данного механизма.

Так, принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.07.2013 № 599, нормами которого органы государственного управления уполномочены установить порядок создания товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2014 № 202, определяющее ряд основных требований, предъявляемых к EDI- провайдерам, а также процессу создания электронных накладных, постановление Министерства финансов и Национальной академии наук Беларуси от 17.04.2014 № 22/4, устанавливающее порядок создания, передачи и получения электронных накладных, внесения в них изменений и (или) дополнений, государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2341-2014, устанавливающий формат и требования к созданию электронных накладных, государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2353-2014, устанавливающий требования к операторам электронного документооборота.

В соответствии с законодательством электронные накладные создаются на добровольной основе при наличии у участников программных и технических средств, используемых для их создания, передачи, получения и хранения в установленном формате. При этом одним из условий для создания электронных накладных определено, что передача и получение электронных накладных может осуществляться только через операторов электронного документооборота в части товарно- транспортных и товарных накладных (EDI-провайдеров), получивших соответствующий аттестат оператора электронного документооборота.

Первый аттестат EDI-провайдера в Республике Беларусь выдан ООО « Современные технологии торговли» 31 октября 2014г. Таким образом, субъекты хозяйствования, заключившие договор с ООО «Современные технологии торговли», могут создавать электронные накладные.

Следует отметить ряд преимуществ использования электронных накладных по сравнению с оформлением товарно-транспортных и товарных накладных на бумажном носителе.

При оформлении электронных накладных не требуется их распечатка на бланках строгой отчетности, что позволяет сэкономить как материальные, так и временные затраты субъектов хозяйствования по оформлению товаросопроводительных документов.

Оценка стоимости применения электронных накладных свидетельствует, что совокупные расходы по их использованию меньше расходов по использованию товарно-транспортных и товарных накладных на бумажном носителе.

Так, по информации ООО «Современные технологии торговли» стоимость минимального пакета услуг для обеспечения создания электронных накладных в электронном виде составит в месяц сумму, эквивалентную 20 евро (по курсу Национального банка Республики Беларусь на 04.05.2015 – 318,2 тыс. рублей).

Справочно. В минимальный пакет входит:

Предоставление ежемесячного доступа к Системе (абонплата),

Предоставление создания и передачи первых 100 электронных накладных;

Размещение данных заказчика о производимой продукции и предложениях в Системе и предоставление доступа к ним пользователей в режиме online (24 часа в сутки* 7 дней в неделю);

Обеспечение сохранности и конфиденциальности хранимых данных;

Предоставление программного обеспечения для эксплуатации;

Техническая поддержка (сопровождение) технических средств и программного обеспечения, в том числе и на соответствие действующему законодательству Республики Беларусь.

Стоимость услуг по созданию и передаче исходящих документов- ТТН-1, сверх включенных в абонплату, составляет от 0,13 до 0,16 евро по курсу Национального банка Республики Беларусь за полный цикл в зависимости от количества передаваемых грузоотправителем документов в месяц (что по курсу Национального банка Республики Беларусь на 04.05.2015 составляет от 2068 до 2546 рублей.) Стоимость услуг по созданию и передаче исходящих документов – ТН-2, сверх включенных в абонплату, составляет от 0,05 до 0,08 евро по курсу Национального банка Республики Беларусь за полный цикл в зависимости от количества передаваемых документов в месяц (что по курсу Национального банка Республики Беларусь на 04.05.2015 составляет от 796 до 1273 рублей.)

При этом следует отметить , что с 01.05.2015 стоимость одного бумажного комплекта товарно-транспортной накладной ТТН-1 составляет от 1290 до 3320 рублей без НДС, товарной накладной ТН-2 – 1270 и 1380 рублей без НДС.

Справочно. За 2014 год субъектами предпринимательской деятельности приобретено бланков товарно-транспортных накладных (ТТН-1 ) 93,7 млн. штук на сумму 178,0 млрд. рублей без НДС.

Использование электронных накладных особенно выгодно субъектам предпринимательства, использующим в своей деятельности значительные объемы товарно-транспортных и товарных накладных, например, транспортно - логистическим центрам, крупным производителям продуктов питания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь для плательщиков налога на добавленную стоимость предусмотрена возможность производить налоговые вычеты на основании первичных учетных документов, составленных в виде электронных документов, созданных в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Предоставление возможности субъектам хозяйствования использовать при совершении хозяйственных операций такие базовые первичные учетные документы как накладные в электронном виде, направлено на ускорение бизнес-процессов, оптимизацию затрат субъектов предпринимательства при осуществлении ими хозяйственной деятельности.