Охрана труда

Информационное письмо о производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ

Администрация Центрального района г. Минска на основании ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», в рамках государственного управления охраной труда на территориальном уровне и в целях профилактики производственного травматизма на подведомственной территории информирует.
Анализ несчастных случаев с тяжелым исходом, произошедших в 2016-2017 гг. в расположенных на территории района организациях всех форм собственности, выявляемых нарушений требований безопасности труда в рамках мониторингов рабочей мобильной группы по вопросам охраны труда свидетельствует о неудовлетворительной ситуации с травматизмом при выполнении шиномонтажных работ. Обращаем Ваше внимание на то, что производство данного вида работ отнесено к категории работ с повышенной опасностью.
Так, в июле 2017 года слесарь по ремонту автомобилей ООО «Автоинвест» при ремонте полуприцепа пытался выкрутить заржавевший болт при помощи зубила и отвертки, не пользуясь защитными очками. При нанесении удара молотком кусок отколовшегося металла попал ему в глаз. Причинами несчастного случая явились: нарушение потерпевшим требований локальных нормативных актов по охране труда, выразившееся в том, что слесарь по ремонту автомобилей выполнял ремонтные работы с применением инструмента ударного действия, не используя при этом защитные очки, в результате чего отлетевшей металлической частицей травмировало глаз потерпевшего, что явилось грубой неосторожностью потерпевшего, а также невыполнение руководителями и специалистами организации обязанностей по охране труда, выразившееся в не организации контроля выполнения потерпевшим инструкций по охране труда.
В 2016 году имел место случай тяжелого травмирования работника в результате наезда самопроизвольно движущегося, неуправляемого транспортного средства.
После окончания загрузки в приёмный бункер, водитель БелАЗ ООО «Про-Дизель» вышел из кабины, оставив автомобиль с не заглушенным двигателем, при этом рычаг переключения передач автомобиля оставил в нейтральном положении и пошел в операторскую. Поговорив с оператором, обернулся и увидел, что транспортное средство начало самопроизвольное, неуправляемое движение и катится по грунтовой дороге вниз. Водитель принял решение остановить машину, он догоняет БелАЗ. Однако в этот момент споткнулся ногой о камень и упал с высоты собственного роста под движущийся автомобиль, в результате чего был травмирован задними левыми колесами переехавшего его автомобиля. Причиной несчастного случая с тяжелым исходом явилось нарушение водителем ООО «Про-Дизель» требований локального нормативного актов по охране труда, выразившееся в том, что он, будучи проинструктированным и прошедшим проверку знаний по вопросам охраны труда, покинул кабину автомобиля с работающим двигателем, не поставив его на стояночный тормоз, что привело к самопроизвольному, неуправляемому движению транспортного средства.
Анализ обстоятельств и причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивается соблюдение соответствия технологических процессов, производственного оборудования и рабочих мест требованиям нормативных правовых актов.
Возможны случаи травмирования работников в результате:
- снятия без предварительного выпуска воздуха из шины бездискового наружного колеса автомобиля, в связи с чем возможны его самопроизвольное разбортирование и срыв со ступицы;
- накачки шин вне специально отведенных и оборудованных для этого мест (без применения специального предохранительного ограждения), а снятие и установка колес – без применения специального оборудования, приспособлений и инструмента;
- обслуживания шин задних бездисковых колес автомобилей МАЗ всех моделей без обязательного применения гибких удлинителей вентилей для контроля давления (подкачки или удаления) воздуха в шинах. Причем указанными устройствами заводом-изготовителем оборудуются не только современные автомобили, но и автомобили МАЗ-5551 и МАЗ-53371, поставленные на производство в 1985 и
1987 гг.
Обращаем Ваше внимание на обязательное применение гибких удлинителей вентилей задних бездисковых колес автомобилей семейства МАЗ, поскольку при аварийном снижении давления воздуха в шине внутреннего колеса происходит проворачивание ее относительно обода. Это приводит к разрушению гибкого удлинителя вентиля и, как следствие, к необходимости его замены при ремонте колеса, что зачастую не делается. Исходя из изложенного, для предотвращения травмирования работников при снятии колес с разборным ободом, шины которых находятся под давлением, необходимо обеспечить строгое и безусловное выполнение требований правил охраны труда и не допускать установку внутренних задних колес без гибкого удлинителя вентиля.
Большинство несчастных случаев, связанных с шиномонтажными работами, происходит с работниками, не знающими безопасных методов и приемов работ (допуск их к работе без проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда), не имеющими профессиональной подготовки (без соответствующей квалификации монтировщика шин и шинопневматических муфт и др.).
Согласно требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов Республики Беларусь к выполнению шиномонтажных работ должны допускаться работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
К несчастным случаям при осуществлении данного вида работ приводит и безответственное отношение руководителей и специалистов организаций к исполнению обязанностей по охране труда, осуществлению контроля за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», в целях недопущения и профилактики несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ администрация Центрального района г. Минска требует от руководителей расположенных на подведомственной территории организаций всех форм собственности, эксплуатирующих механические транспортные средства:
1. Назначить приказом по организации лиц, ответственных за выполнение шиномонтажных работ.
2. Не допускать эксплуатации автомобилей с разрушенными гибкими удлинителями вентиля для накачки и выпуска воздуха из шин внутренних задних бездисковых колес.
3. Используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.
4. Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучения, проверки знаний и инструктажа по безопасному их выполнению.
5. Организовать работу и обеспечить контроль за соблюдением требований безопасности труда в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.12.2008 г. №180/128.
6. Монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.
7. Не допускать:
- демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
- снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
- выбивать диск кувалдой (молотком);
- при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;
- монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;
- во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком, или кувалдой;
- накачивать шины свыше установленной заводом-изготовителем нормы;
- применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели;
- заменять золотники различного рода заглушками;
- выполнять водителям шиномонтажные работы в рейсе.
8. Принять должные меры по обеспечению безусловного и немедленного расторжения контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы в соответствии с п. 1.4 Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
На основании изложенного администрация Центрального района г. Минска предлагает рассмотреть данное информационное письмо, обсудить случаи производственного травматизма в трудовом коллективе Вашей организации, учесть изложенные предложения по недопущению нарушений требований безопасности труда при выполнении шиномонтажных работ.
Информацию о принятых мерах просим в месячный срок представить в администрацию Центрального района г. Минска по тел./факсам 306 42 75, 306 45 27, 306 44 16 или на адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Первый заместительглавы администрации                       А.М.Краевский