Рус Бел

Прокуратура Центрального района г. Минска

Особенности травматизма в школе

На территории Центрального района г.Минска в 2018 году зарегистрировано 813 случаев травматизма у детей и подростков (2017 - 924).
В структуре травм за 2018 год основное место занимают уличные травмы– 34,3%, на втором месте – бытовые травмы – 25,5%, на третьем – прочие травмы – 21,5%, на четвертом месте – спортивные травмы – 12,1%, на пятом – школьные травмы – 6,4%.
По сравнению с 2017 годом отмечается снижение травм, полученных в учреждениях образования, однако, уровень травмирования детей в учреждениях образования района остается достаточно высоким – 69 (106).
Анализ их показывает, что в большинстве случаев школьники травмируются в результате нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности; на уроках физической культуры; вследствие нарушения правил поведения в спортивных залах или на спортивных площадках; в результате бесконтрольности со стороны учителя физической культуры на его уроках или педагогов и обслуживающего персонала на переменах; в случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы.
Обязанности учреждений образования по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся закреплены в подп. 1.7 п. 1 ст. 31 Кодекса об образовании, где в качестве одного из основных прав обучающихся, т.е. лиц, принятых для освоения содержания образовательной программы, закреплено право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.
Охрана здоровья является одним из основных требований к организации образовательного процесса (подп. 1.3 п. 1 ст. 38, абз. 4 ст. 91 Кодекса об образовании).
Согласно п. 1 ст. 41 Кодекса об образовании учреждения образования (иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью) обеспечивают охрану здоровья обучающихся в соответствии с законодательством.
Подпунктом 4.5 п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 2435-XII здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний.
Также в качестве основного требования к организации образовательного процесса выделяют создание безопасных условий при организации образовательного процесса. При этом требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь (абз. 7 ст. 91 Кодекса об образовании).
Обязанности работников учреждения образования.
С учетом статистики школьного травматизма среди педагогических работников в первую очередь повышенную ответственность несет руководитель физического воспитания.
Так, согласно соответствующей квалификационной характеристике в выпуске 28 ЕКСД он, в частности:
- обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий и занятий избранными видами спорта;
- совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование основ здорового образа жизни;
- обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Также повышенную степень ответственности в школьных учреждениях образования несет учитель.
Так, согласно квалификационной характеристике по данной должности, предусмотренной в выпуске 28 ЕКСД, в частности, указано, что учитель обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся при осуществлении образовательного процесса.
Следующими по степени ответственности (привлечения к ответственности) является руководитель учреждения образования и его заместители.
Так, согласно квалификационной характеристике по должности "Директор (начальник, заведующий)" (в соответствии с выпуском 28 ЕКСД) он, в частности:
- несет ответственность за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;
- принимает меры по созданию для обучающихся безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда;
- обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.
Необходимо отметить, что в соответствии с поручением, содержащимся в письме Министерства образования Республики Беларусь от 23.04.2014 N 05-17/720 "Об обеспечении безопасности образовательного процесса", в должностных обязанностях руководителей, заместителей руководителей и иных педагогических работников учреждений общего среднего образования в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся при организации образовательного процесса (до начала и по окончании учебных (факультативных) занятий, во время перерывов между учебными (факультативными) занятиями, на уроках физической культуры и здоровья, трудового обучения и иных уроках и факультативных занятиях, в период проведения соревнований и иных внеурочных мероприятий и т.д.).
Каждому учителю, преподающему учебный предмет, согласно данному поручению следует на первом занятии в учебном году провести с учащимися беседы о правилах безопасного поведения во время проведения учебных занятий с учетом специфики учебного предмета, о чем сделать соответствующую запись в классном журнале, например, "Обучение правилам безопасного поведения" ("ОПБП").