Рус Бел

Новый вид обращений – электронные обращения и основные требования, предъявляемые к их оформлению

Новый вид обращений – электронные обращения и основные требования, предъявляемые к их оформлению

В связи с тем, что Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) введена новая форма обращений граждан – электронные обращения, необходимо знать требования законодательства об обращениях граждан, предъявляемые к оформлению электронных обращений.

Статья 1 Закона раскрывает понятие электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.

Существует два вида электронных обращений:

1. электронное обращение, поступившее на адрес электронной почты организации;

2. электронное обращение, размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.

Пункт 3 статьи 25 Закона закрепляет требования к содержанию электронных обращений. Предусматривается, что электронные обращения должны соответствовать требованиям, установленным п.1, абзацами вторым - четвертым пункта 2 либо абзацами вторым - пятым п.3 ст.12 Закона, а также содержать адрес электронной почты заявителя.

Таким образом, электронное обращение гражданина должно излагаться на белорусском или русском языке и содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы);
  • изложение сути обращения;
  • адрес электронной почты гражданина.

В свою очередь, электронное обращение юридического лица должно излагаться на белорусском или русском языке и содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
  • полное наименование юридического лица и его место нахождения;
  • изложение сути обращения;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
  • адрес электронной почты юридического лица.

Наличие всех перечисленных сведений имеет важное значение для рассмотрения обращения по существу, позволяет идентифицировать заявителя, уточнить у него отдельные вопросы, связанные с его обращением, при необходимости направить письменный ответ.

Отсутствие названных сведений является основанием для оставления электронного обращения без рассмотрения по существу (абзац второй п.1 ст.15 Закона).

Отзыв электронного обращения осуществляется путем направления письменного заявления либо заявления в электронной форме. При этом важно отметить, что с учетом требований к электронному обращению по смыслу Закона в заявлении об отзыве также должны быть указаны по сути те же реквизиты, что и в самом обращении (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и т.д.).

В случае отзыва заявителем своего электронного обращения государственный орган или организация прекращают рассмотрение этого обращения по существу.

Закон устанавливает, что ответы на электронные обращения, а также уведомления заявителей об оставлении их электронных обращений без рассмотрения по существу; о направлении электронных обращений для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией; о прекращении переписки; о продлении срока рассмотрения обращений направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронном обращении.

Вместе с тем данное правило имеет ряд исключений, когда на электронные обращения направляются письменные ответы.

На электронные обращения даются письменные ответы (письменные уведомления), если:

  • заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ (письменное уведомление) (например, заявитель предполагает отрицательный ответ на свой вопрос и письменный ответ ему нужен для реализации в последующем права на обжалование);
  • в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты.

Закон не устанавливает возможности оставления электронного обращения без рассмотрения по существу при отсутствии в нем адреса электронной почты.

Поэтому в случае отсутствия адреса электронной почты либо его недействительности (невозможности отправить на него сообщение) ответ на электронное обращение направляется в письменном виде.

Ответы на электронные обращения, направляемые на адрес электронной почты заявителя, должны соответствовать требованиям, предусмотренным п.1 ст.18 Закона (излагаться на языке обращения, быть обоснованными и мотивированными (при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей), а также содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя государственного органа и иной государственной организации или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать ответы на обращения.