Рус Бел

Основные требования Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» и результаты работы прокуратуры

Основные требования Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» и результаты работы прокуратуры

На протяжении всего времени развития Республики Беларусь принято немало мер, призванных обеспечить доступность, простоту, оперативность решения насущных проблем каждого человека.

Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» (далее – Директива № 2) является одной из самых прогрессивных и необходимых мер, которая принята как одно из основных средств для достижения такой цели органов государственной власти, как проведение политики, реализация проектов, которые бы последовательно улучшали качество жизни людей, максимально облегчали решение вопросов, с которыми повседневно сталкиваются граждане.

Итак, что же закреплено в Директиве № 2 и каковы основные ее требования? Об этом пойдет речь ниже.

Анализируя данный нормативный правовой акт, для полного и доступного для каждого понимания можно выделить три базовых блока требований.

Первый блок касается, прежде всего, мер, направленных на дальнейшую оптимизацию деятельности государственных органов и иных государственных организаций, и включает в себя следующее:

  • состояние работы с гражданами есть один из основных критериев оценки деятельности государственных органов. При обнаружении случая формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;
  • соблюдение требований законодательства при принятии государственными органами, их должностными лицами решений, затрагивающих права и законные интересы граждан; недопущение «отсебятины» и произвольного толкования при их применении;
  • прием граждан и выдача им справок или других документов должна осуществляться в удобное для населения время;
  • недопущение наличия очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах;
  • внедрение в практику предварительной записи граждан на прием в государственные органы по телефону или с помощью электронных средств связи, а также карточки обслуживания граждан;
  • расширение практики использования телефонных "горячих линий", регулярного проведения должностными лицами государственных органов выездных приемов граждан, встреч с населением по месту жительства и в коллективах работников;
  • коллективные обращения 30 и более граждан в государственные органы (к должностным лицам) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (лиц), подлежат рассмотрению с выездом на место нахождения объекта, являющегося предметом обращения, если иное не вытекает из этого обращения и другие мероприятия.

Второй блок требований относится к сфере отчетно-статистической деятельности, а именно ее оптимизации, и содержит в себе следующие основные требования:

  • осуществление сбора первичных статистических данных по формам централизованных государственных статистических наблюдений исключительно органами государственной статистики, которые в установленном порядке должны доводить сводные статистические данные до заинтересованных;
  • проведение государственными органами, за исключением органов государственной статистики, сбора первичных статистических данных только по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений, утвержденным Министерством статистики и анализа;
  • исключение дублирования статистических показателей в формах централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений и другие меры в данном направлении.

Что же касается третьего блока требований, то сразу отметим, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы определенному государственному органу и как и предыдущие нормы, перечисленные выше, направлены на дальнейшую дебюрократизацию государственного аппарата и улучшение работы с гражданами.

Так, Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому необходимо проводить систематическую работу по изучению организации работы с обращениями граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа одного окна и принимать необходимые меры по корректировке соответствующих актов законодательства; упрощению административных процедур, в том числе путем сокращения количества документов, необходимых для их совершения; обеспечению максимально полного информирования граждан об использовании заявительного принципа одного окна, в том числе через средства массовой информации и сеть Интернет и др.

Далее, обратимся к тому, как на деле выполняются требования Директивы № 2 и приведем в пример обобщенные сведения о состоянии работы с обращениями и надзора за исполнением законодательства об обращениях граждан и юридических лиц в первом полугодии 2013 г.

Так, основными выявленными прокуратурой района нарушениями законодательства об обращениях граждан являются, несоблюдение предусмотренных законодательством сроков рассмотрения обращений, отсутствие в ответах разъяснение порядка обжалования принятых решений, нерассмотрение в полном объеме поставленных вопросов, формализм и волокита, нарушение предусмотренного законодательством порядка ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц.

Кроме того, продолжают иметь место факты непринятия должностными лицами органов исполнительной власти, учреждений и организаций мер, направленных на защиту прав и законных интересов граждан. По-прежнему авторам обращений направляются неаргументированные, а порой формальные ответы, без учета содержащихся в жалобе доводов, что порождает обоснованные повторные жалобы, а также жалобы в вышестоящие инстанции и органы прокуратуры. Имеют место случаи ненадлежащей организации личного приема граждан.

Прокуратура Центрального района г. Минска, осуществляя надзор в указанной сфере правоотношений, в обозначенный выше период провела 3 проверки. По результатам проверок руководителям органов государственного управления, организаций и предприятий внесено 1 представление, вынесено 2 постановления о наложении административного взыскания, по требованию прокурора 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, объявлено 1 официальное предупреждение. В администрацию Центрального района г.Минска внесено комплексное представление об устранении нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, которое на данный момент не рассмотрено.

Важно отметить, что в первом полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сохранилась положительная тенденция к снижению количества обращений, поступающих в прокуратуру района.

Данная динамика в определенной степени свидетельствует об эффективности деятельности прокуратуры района по надзору за исполнением законодательства, принятию мер к устранению нарушений законодательства, восстановлению нарушенных прав граждан, об эффективной проводимой среди населения разъяснительной работе, организуемых приемов граждан.

Так, в прокуратуру района поступило для рассмотрения 559 (587) обращений граждан и юридических лиц, что на 28, или 4,7 % меньше, чем в прошлом полугодии.

Количество разрешенных обращений уменьшилось и составило 311 (365), или меньше на 14,8 %.

Подытоживая все вышеуказанное, важно помнить, что только  совместными усилиями можно обеспечить защиту интересов отдельной личности, государства и общества, устранить негативные явления, связанные с проявлениями бюрократизма во всех сферах жизни.