Новости и события

КГБ предупреждает: измена государству занимает особое место среди преступлений против государства

 

Выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям государственных секретов Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, переданных Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо шпионаж, либо переход на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, либо иное оказание помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, умышленно совершенные гражданином Республики Беларусь –

наказываются лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Измена государству, совершенная должностным лицом, занимающим ответственное положение, или лицом, на которого распространяется статус военнослужащего – наказывается лишением свободы на срок от 10 до 25 лет со штрафом или без штрафа.

Примечанием к ст. 356 УК «Измена государству» устанавливается, что гражданин Республики Беларусь, совершивший изменнические действия в любой форме, освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно и своевременно заявил государственным органам о совершенных им изменнических действиях, прекратил деятельность в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь и оказал содействие в предотвращении вредных последствий.

Полезно знать!

Измена государству занимает особое место среди преступлений против государства и в условиях даже самых демократических политических режимов влечет строгую уголовную ответственность. В социально-правовом смысле измена представляет собой особый акт предательства гражданином интересов своего государства в сферах, обеспечивающих (гарантирующих) состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз.

В понимании национальных интересов и состояния их защищенности от внешних угроз в контексте квалификационной оценки изменнических действий следует исходить из такой совокупности национальных потребностей, интересов и деяний государства, которые направлены на реализацию, сохранение сбалансированных интересов личности (человека, гражданина), общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан и на этой основе независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие белорусского общества и национальной государственности.

Ответ на вопрос о том, какому из указанных компонентов национальной безопасности наносится наибольший вред при совершении изменнических действий, зависит от конкретных форм их проявления, составляющих объективную сторону анализируемого преступления.

Ввиду всеобщего заблуждения, наиболее опасной для рядовой личности формой измены государству является иное оказание помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

Эта форма изменнических действий имеет собирательный и многоплановый характер проявления. Однако, несмотря на весьма оценочную формулировку изменнического деяния – “оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь”, оно должно фиксироваться вполне определенно и конкретно. Здесь более всего важно четко определяться с составом враждебных (в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь) действий, которые проводит то или иное государство, международная либо иностранная организация в отношении Республики Беларусь, в тесной и конкретной связи с теми действиями гражданина Республики Беларусь, которые являются оказанием им в этом помощи – изменой государству. В частности, гражданин Республики Беларусь по собственной инициативе или по заданию представителя иностранного государства, международной либо иностранной организации собирает, похищает различного рода сведения, не относящиеся к государственным секретам (важное отличие от иных форм измены государству), с последующей их передачей для использования в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь.

Измена государству в форме оказания иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, является, как правило, открытым содействием (помощью) тем государствам, иностранным либо международным организациям, которые проводят заведомо враждебную политику по отношению к Республике Беларусь.

Гражданин Республики в этом случае своим содействием становится на сторону враждебных Республике Беларусь государств и организаций. Что касается самого содействия (помощи), то оно может выражаться в различных деяниях (от информационно-пропагандистских до совершения конкретных преступлений против государства), с момента совершения которых с учетом их характера, содержания и направленности измена государству в данной форме признается оконченным преступлением.

Вместе с тем не следует рассматривать как измену государству действия граждан Республики Беларусь, протестующих против проводимой официальными властями внутренней и внешней политики, в том числе посредством обращения к другим государствам, международным либо иностранным организациям, с тем чтобы они повлияли на ее изменение допустимыми мерами международно-правового и дипломатического воздействия.